STRYKER IN THE CRYPTS OF TROGAN
(C) Сергей Новиков
(R) Revival
(C) SOSG, compilation [jedi-l@peterlink.ru]
Обзор, больше похожий на экспертизу
И я умру, и ты умрешь - все мы умрем.
Приходи, мой друг, погнием вдвоем...
Из поэзии серебряного века
Вне всякого сомнения, хит сезона. Впрочем, это ясно и из наз-
вания фирмы-изготовителя. В последние годы своей деятельности на
Спектруме CodeMasters начали делать программы просто невероятно-
го качества: "Grell & Falla", "Robin Hood's Amazing Adventures",
"Bubble Dizzy", "Dizzy 6"... Вот теперь еще и "Stryker", который
по праву может занять место в этом ряду.
Но хватит необоснованно восторгаться. Что конкретно мы имеем?
Компанент первый: приятная музыка. Она действительно классная, а
кроме того как нельзя больше соответствует магической теме...
Ах, я еще не сказал, что сама игра написана именно в ключе вол-
шебства и магии, столь любимом мной.
Следующий компанент игры - великолепные звуки для AY. Конеч-
но, это не впервой и многие западные игры последних лет поражали
нас своими звуковыми эффектами. Но _такого_ я, ей Богу, не пом-
ню. Нет, разве что, оцифровок. :) Всем остальным игра изобилует:
от стука шагов до дребезжания собираемых колб и ваз. К слову
сказать, вы можете выбрать, будет ли во время игры вас подбадри-
вать музыка, или же вы предпочтете сосредоточиться под звуковые
эффекты. Выбор производится клавишами вправо-влево в меню (прям
как в "Switch Blade"). Кстати, сама игра тоже смахивает на зна-
менитую Gremlin'овскую аркаду, разве что та была монохромная...
Вот так, не спеша, мы подошли к графике. А она шикарна, прос-
то в лучших кодмастеровских традициях. Особенно это становится
заметно уровне на третьем, где очень приятная цветовая гамма.
Кстати, о красочности. Хотя что о ней можно сказать? Это нужно
видеть. Ведь правда, игра очень выигрывает, когда вам приходится
лицезреть не скучное, монотонное, черно-белое изображение (как в
"Satan'е", например), а игривое и цветное, сочетающее в себе все
цвета радуги, всю палитру Спектрума. Как в Мифе, например. Да,
если уж пошла речь о нем, то скажу без лукавства: страйкеровская
графика мифовской проигрывает. Хотя несильно. И немудрено. Еще
ничего красивее Myth'а на Спектруме никто не делал. Думаю, со
мной все согласятся. Разве что призрачный "Gates Of Assenot", в
котором, по словам одного zx-ревюшного читателя, лучшая графика,
которую он видел на Спектруме. Но если вдуматься, то последнее -
вранье, ибо этой игры нет ни в одним каталоге, а если бы она бы-
ла столь хороша, то была бы сильно распространена. Обобщая всю
эту длинную тираду, признаю, что пальму первенства Myth никому и
никогда не уступит...
Еще одна часть игры - ее сюжет. Как вы понимаете, тема магии
очень глубока и обширна. Фантазия тут может разыгаться не на
шутку. Вот и тут вам предлагают десятка три волшебных заклина-
ний, эликсиров, снадобий и прочего, и прочего. Мало того, в игре
много уровней, в конце каждого вас ждет громадный босс - какой-
нибудь отвратительный монстр или призрак. Голыми руками такого
не возьмешь - тут надо пустить в ход магию. То есть призвать се-
бе на помощь какое-нибудь мощное магическое оружие. Шаровую мол-
нию, например. Или вращающийся диск. Или еще что, благо выбор
оружия неплох. Жаль только, что одновременно при себе можно
иметь только один вид оружия (не считая сабли, которая всегда
наготове). Мало того, заклинания стрельбы имеют свойство кон-
чаться (ничто не вечно под луной!). И это еще не все. Вы можете
напороться на магическое растение, которое моментально лишит вас
оружие и оставит вас один на один с саблей. Кстати, о растениях.
Они, как и все остальное, не возникают из воздуха. Ведь страна
эта, равно как и игра, не совсем обычна. Растения и грибы здесь
растут с завидным постоянством и на строго определенных полянах.
То же самое и с остальными предметами.
Вы находитесь в стране, где все, казалось бы, логически обус-
ловлено, все продумано. Практически из каждой ситуации есть вы-
ход, а некоторые локации таят в себе секреты. Вернувшись в ка-
кую-нибудь тупиковую комнату, вы можете стать свидетелем того,
как с неба упадет какое-нибудь новое оружие. И так далее, и тому
подобное.
Цель игры, насколько я помню - освободить свое королевство.
Но об этом вы узнаете только в конце, да и никакой роли это не
играет. Игра настолько увлекает, что о сюжете и о задачах вы не
думаете. Поэтому единственное чувство, которое испытываешь, ког-
да все этапы пройдены - это досада: неужели это все? неужели на
этом приключения заканчиваются? Одним словом, с самой главной
чертой программы - играбельностью - здесь все в полном порядке.
Руководите вы монахом, визардом, колдуном, волшебником, свя-
щенником, магом или чародеем (нужное подчеркнуть) - как кому
нравится. Список ваших возможных действий широк до неприличия.
Можете, например, присев во время прыжка (!), нанести удар саб-
лей! Кстати, прыгать тоже можно по-разному. Так, предварительно
разбежавшись, вы пролетите большее расстояние.
Да, для успешного прохожения всех этапов (коих 5 штук), вам
нужно будет в совершенстве овладеть своим телом, научиться всем
приемам. Так, например, разноцветные сосуды нужно разбивать уда-
ром сабли из положения сидя. Тем же образом уничтожаются и неко-
торые враги. На последнем же уровне вам пригодится умение разби-
вать саблей каменные блоки в прыжке. В прочем, давайте остано-
вимся на самих уровнях по подробнее.
Начинаем игру мы на пустой, голой поляне. Унылый пейзаж на
подвиги никак не вдохновляет, причем меняться он не будет на
протяжении всего этапа. Спасают положение только разноцветные
призы, появляющиеся на каждом углу - без них обстановка казалась
бы еще унылой и утомительной.
Налево идти смысла нет ни какого - там тупик. Зато справа от
места старта валяется FIRE BOLT - мощное оружие. Это одно из са-
мых мощных заклинаний, но, к сожалению, долго оно у вас не за-
держится. О селе этого заклятия можно сказать лишь одно: выстрел
пробивает все насквозь и не уймется, пока не вылетит за пределы
экрана. Для сверхсильного босса, охраняющего выход из каждого
уровня, достаточно будет 3-4 точных попаданий FIRE GBOLT'a. Еще
раз напомню, что босса можно замочить только заклинанием, поэто-
му оружие нужно тратить экономно.
Опять же, авторы игры предусмотрели, что ваше оружие может
вполне кончиться во время поединка с боссом, и вы будете обрече-
ны на погибель с саблей в руках. Поэтому на время поединка ваши
снаряды не расходуются - стреляйте, сколько душе угодно. Глав-
ное - не забывать вовремя ретироваться.
Снаряды всех пяти боссов идентичны и обладают одним очень не-
приятным для вас свойством: они не только сбивают вас с ног, но
и отодвигают к близлежащей стене, а затем удерживают вас там ка-
кое-то время. Конечно, энергии во время этого действа тратится
ого-го, поэтому лучше избегать попаданий, перепрыгивая их или
прячась за каменным блоком.
Но все это, как говорится, и Спайки Гарольду понятно, поэтому
разрешите продолжить рассказ про уровни. Итак, первый из них ни-
чего особенного из себя не представляет. Все, что от вас требу-
ется - это идти слева направо и не зевать по дороге. Такое при-
митивное начало может отпугнуть от игры, но, поверьте, это толь-
ко, так сказать, цветочки. Ягодки будут впереди.
Итак, в конце уровня вас будет ждать босс. Постарайтесь по-
дойти к нему с оружием помощнее. Напоминаю, что любое оружие те-
ряется безвозвратно, если вас убьют или если вы наткнетесь на
магический цветок... Кстати, о роли и внешнем виде тех или иных
предметов и заклинаний можно узнать из демонстрационного режима
в начале игры. Рекомендую всем с ним ознакомиться - врагов нужно
знать в лицо! Так вы, например, поймете, какие предметы жела-
тельно собирать для повышения своих характеристик, а какие дают
лишь очки.
Но вот первый враг повержен, перед вами второй уровень. Он
построен так же примитивно как и первый, но здесь появляются
первые намеки на лабиринт. Намного более запутанным выглядит
следующий, третий уровень, ну а четвертый - это ж вылитый крит-
ский лабиринт! Если пойти не туда, куда нужно, можно не на шутку
заблудиться, и выбраться к началу будет ой как не просто.
Но хуже всех пятый, последний этап. Тут впервые появляются
ловушки, из которых невозможно выбраться. Ну а самое страшное -
то, что нельзя тратить заклинания стрельбы - на всем уровне вы
не найдете ни одной единицы оружия. К счастью, авторы и это пре-
дусмотрели - все враги на этом уровне убиваются ударом ноги (на-
поминаю, что когда есть оружие, другие приемы не доступны).
Тем не менее, оружие придется нести с 4 этапа. Но даже с пол-
ным боекомплектом стрелять на последнем уровне без крайней на-
добности категорически запрещено - просто не хватит зарядов на
последнего босса. Тут-то вам и пригодятся удары ногой в прыжке.
Именно так придется разбивать каменные блоки, мешаюшие продвиже-
нию.
Впрочем, зачем я это все описываю? Ведь вы итак без проблем
разберетесь с этой игрушкой, ведь так? Ну тогда в путь! Тем бо-
лее, что конец довольно необычен. Дерзайте!
PS: Очень не рекомендую ставить себе неуязвимость. Удовольст-
вия от игры в этом случае получаешь минимум. Попробуйте лучше
бесконечные жизни - этого вполне достаточно.